Вот хотя бы такой пример. Наш малыш очень любит рисовать, и у него это неплохо получается. Только вот бережно обращаться с карандашами-мелками он не умеет - их у него достаточно и по-мере необходимости покупаются новые. А то и Таниными, профессиональными пользуется - она иногда дает.
Так вот. Днем мальчишка что-то напроказничал (не помню уже!.. Таня за что-то шумела на него...), вечером поехали в магазин, малыш увидел очередную коробку карандашей, прихватил и тащит в кассу. Таня. естественно, складировать карандаши не собирается, отнимает и кладет на место. Внук - в рев. Таня объясняет, что "ты днем плохо себя вел, и потому ничего сегодня покупать тебе не будем!" Внук продолжает реветь. Где ж ему, в его три с хвостиком, вспомнить, что он сегодня делал и что значит эта обтекаемая формулировка "Плохо себя вел"? Я и то не вспомнила, о чем вообще речь... Ребенок в обиде, не понимает, за что его наказали! Я дома Тане сказала - или нужно было КОНКРЕТНО объяснить, КАК ИМЕННО плохо он себя вел, и ЗА ЧТО конкретно наказали - или просто постараться объяснить, что дома у него уже есть три коробки, и четвертая - ни к чему. Я так и не поняла - дошли до дочери мои объяснения или нет. Точнее, дойти-то дошли... вот только воспользуется ли?
И еще: вот она ругает его за то, что он ломает ее карандаши. А зачем, спрашивается, дает? Ну, дала порисовать, смотрит - он уже оставил это занятие- забрала, спрятала. Так нет же - карандаши-мелки лежат на столе, ему рисовать надоело, он начал баловаться. Бросать на пол, ломать... Ему скучно, он ищет себе занятие. Ищет другое применение карандашам, кроме рисования. Пробовала и это объяснить. Но чтоб уловить момент, когда ребенку надоела игрушка и пора ее забрать и дать другую - за ребенком нужно следить. А этим никто не занимается. Каждый в семье занят своими делами. Это мне делать нечего было, я смотрела и ВИДЕЛА. А они - не видят... Может, потому иногда внуки так любят бабушек, что те могут больше уделять им внимания и их понимают?