Всероссийский форум Школы Эзотерики и Психологии «Ключ»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всероссийский форум Школы Эзотерики и Психологии «Ключ» » История, традиции и религии » Христианство. Его роль в жизни человечества на земле.


Христианство. Его роль в жизни человечества на земле.

Сообщений 1 страница 30 из 66

1

Долго думала, как назвать тему - слишком уж много всего можно написать на эту тему, слишком разностороннее это понятие. И мнения разные, и религии разные под одним общим названием - Христианство.  На старом форуме мы уже говорили на эту тему - здесь продолжим.

0

2

Уже не помню  кто  на старом форуме дали ссылку на статью о Средневековой Европе. Мне показалось - большой текст, я положила в закладки... да забыла! Сегодня начала разгребать "Авгиевы конюшни" у себя на компе, наткнулась на эту статью и решила прочитать наконец! Сижу потрясенная и благодарю всех Богов, что родилась в наши дни! В общем, если кто хочет прочитать еще раз - вот, пожалуйста!

Варварская Европа

Открыть|Закрыть

Многие называют русских и их потомков варварами? Так ли это? Пусть каждый делает свои выводы сам. А мы предлагаем вам ознакомить с написанным ниже материалом. Что в нем правда, а что нет сказть сложно, но кто захочет, то проверит.
Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. И мы сами нередко выражаемся о ней в том же духе. О нынешних временах говорить не буду, но можно с уверенность сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.

Открыть|Закрыть

Люстра и Убранство Церкви из Человеческих Костей. Чехия 18 век. Как "мило", правда - "просвещенная и гуманная Европа" - и никакого возмущения церкви и "демократической общественности", с точки зрения европейца - все нормально. Просто такие у них нормы. А с точки зрения "дикарей" вроде русских - натуральный сатанизм.

Многие с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями (ха-ха), готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (хо-хо), с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами (ну-ну), с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те красивые времена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?
Поверьте - вам очень повезло.

Открыть|Закрыть

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда - она гораздо менее... хм... благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.
Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь. Теперь я понимаю князя Мышкина, который говорил, что "католичество - еще хуже, чем атеизм".

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.

Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц в книге «Новое природное лечение», - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...». Доктору мало кто верил...

Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!» Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием: «Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей».

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже - куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком - для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху.

Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.

В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней.

Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны - этологические корни налицо) - значило высказывать свое расположение.

Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия - до половины.

Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве "обезболивающего средства" использовался тяжелый деревянный молоток, "киянка", удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит - получи огненный штырь в задницу - и свободен. Здоров.

Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным поледствиям привести не могло.

Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию - «зло должно выйти наружу». У истоков кровавого поверья стояли монахи - «отворители крови». Кровь пускали всем - для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода - по календарю. «Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации». Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения - если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один - крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума.

Была в средневековой Европе и хирургия. Даже если хирург научился резать быстро - а к этому они и стремились, памятуя Гиппократа: «Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро» - то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V–III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но в христианской Европе обо всем этом позабыли.

Широко распространяются в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей. Гарманн приводит также рецепт «божественной воды», названной так за свои чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость.

Нарочитое пренебрежение к смерти и презрение к земной жизни проявилось в таком явлении, как мода на человеческие черепа. Историк Рат-Вег поражался такому обычаю, широко распространенном в Европе еще в 18-ом веке:
"Трудно представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году. Знатные дамы устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание". Но удивляться тут особенно нечему - у такого отношения к человеческим останкам глубокие корни. Христиане тысячелетие насаждали культ поклонения мощам. Как известно, первые христиане жили в катакомбах в окружении трупов.

Для языческой культуры это было неприемлемым явлением. Евнапий из Сард в IV веке описывал осквернение христианами языческого храма Сераписа: «они привели в это священное место так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но …. собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними». Этим культом мертвых тел, а также культом евхаристии, Церковь добилась того, что народ в Европе еще в 17-ом веке свято верил, что истертые в порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для здоровья. Из обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников приготовляли возбуждающий любовный напиток.

Выражение «переплет из человеческой кожи» скорее вызовет ассоциации только с пропагандистскими байками вроде «абажуров из кожи в Бухенвальде» и «мыла из евреев». Но если на пресловутые абажуры посмотреть нигде не получится ввиду их отсутствия, то прототипы этого «навета» вполне реальны. Книг, переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно. Книги или пергамент, обернутые в человеческую кожу, появились в средневековье, когда стало широко практиковаться дубление человеческой кожи (и сохранение других частей тела). Эти книги до нас не дошли, хотя есть некоторые исторические сообщения касательно Библии XIII-ого века и текста Decretals (Католическое церковное право), написанных на человеческой коже.

Среди других переплетенных в человеческую кожу документов - копия Прав Человека и нескольких копий французской Конституции 1793 г.

Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада (1420-1498), широко прославившийся своей священной борьбой с еретиками, стал своеобразным «лицом Инквизиции», наряду с Крамером и Шпренгером. Торквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. Гораздо меньше известно другое - сколько человеческого материала «врагов народа» было использовано более рационально. Сжигание заживо эмоционально заслоняет от нас куда большее количество «общественно полезных» приговоров образовавшейся в Испании «экономической инквизиции». Например, тем же Торквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек. Именно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину перед Господом. Томас Торквемада был духовником инфанты Изабеллы Кастильской (той самой, которая гордилась тем, что мылась два раза в жизни).

В отношении «истинных» врагов Церкви (то есть, например, тех кто отказывался признать свою вину или посмел не «заложить» свою семью, родственников и друзей) Инквизиция была непримирима - только костер. У остальных еретиков всегда был выбор: быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая - сожжение на сырых дровах христиане придумают позже) или галеры. Ссылка на галеры фактически являлась той же смертной казнью, только отложенной - большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до окончания второго года заключения.

Автор: GoodMan

0

3

AURA написал(а):

Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь.

AURA написал(а):

Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

Ну и тыды, по тексту. http://jpe.ru/gif/smk/sm132.gif Я давно подозревала, оне засланные к нам. http://jpe.ru/gif/smk/sm238.gif Одним словом "засланцы".
Кстати, тут один дядечка импортный вычислил, что И.Х. родился в 7 году ДО Н.Э. Хотя... какая разница? Я в свете прочитанного и продуманного вообще уже очень и очень сильно сомневаюсь, "а был ли мальчик"?

0

4

Феникс написал(а):

Я в свете прочитанного и продуманного вообще уже очень и очень сильно сомневаюсь, "а был ли мальчик"?

Я много думала на эту тему. Склонна верить все же тому, что был. Только вот все его жизнеописание , на мой взгляд, за два тысячелетия подверглось такой обработке, что давно напоминает детскую игру в испорченный телефон. Один полуграмотный записывал, второй такой же - переводил на разные языки. Третий - подвергал все это цензуре, соответствующей той власти, которая существовала в момент очередной переписки очередного Евангелия. Ну, это я к слову. Таких первых-вторых-третьих в каждой стране были множества. И кому верить прикажете?... http://jpe.ru/gif/smk/sm33.gif

0

5

AURA написал(а):

И кому верить прикажете?

Да никому. Верить надо в себя! Ну и в высшие силы... немножечко. http://jpe.ru/gif/smk/sm106.gif А всё остальное - от Лукавого! http://sedova.borda.ru/gif/smk/sm38.gif

0

6

Блин, форум чудеса опять торит! А потом скажут: я не повторяюсь, я не повторяюсь. :))

Отредактировано BlackCat (13.09.2011 23:14:55)

0

7

Феникс написал(а):

Ну и в высшие силы... немножечко

Можно и не немножечко.  http://forum24.ru/gif/smk/sm92.gif Они определенно существуют, как бы мы их ни называли.

0

8

BlackCat, ты мне лучше в Гадских покупках ответь! Я тебя ждала!!! http://jpe.ru/gif/smk/sm55.gif

0

9

Феникс написал(а):

ты мне лучше в Гадских покупках ответь

Уже сделано! http://forum24.ru/gif/smk/sm67.gif

0

10

Девочки, а кто-нибудь смотрел фильм "Раскол"? Не стала вставлять в "Мыльницу", потому как не совсем в тему.  А здесь в самый раз. Просмотрела пока 4 серии из 20. Знаете, уже много нового.  Для нас это слово "раскол" звучит как-то... хрестоматийно, что ли. А что с чем раскололось, мало кто понимает. Патриарх Никон, протопоп Аввакум... Двумя перстами креститься, щепотью... А в чем смысл-то? Надо понять ту эпоху, где наши далекие предки жили. Откуда он пошел, раскол этот. Есть у нас право судить, кто из них прав, а кто не прав? ИМХО, фильм глубокий, не халтура. Думаю, авторы разбираются в вопросе. В любом случае, Досталь качественное кино снимает.

0

11

AURA,  ты можешь переносить мои посты по поводу "Раскола", но ИМХО их место здесь. Чем дальше смотрю, тем больше уверяюсь, что прав был протопоп Аввакум. Политика в угоду истинной вере. А актера подобрали!

0

12

BlackCat написал(а):

ты можешь переносить мои посты по поводу "Раскола", но ИМХО их место здесь.

Я перенесла посты про фильм. А про раскол- однозначно, здесь их место!... http://jpe.ru/gif/smk/sm75.gif Я еще не смотрела. Потом скажу свое мнение... Тем более, я жила в деревне и по соседству были старообрядческие деревни. Наслышалась рассказах об их быте от родителей. И в школе у нас учились дети из таких семей.

0

13

AURA написал(а):

я жила в деревне и по соседству были старообрядческие деревни. Наслышалась рассказах об их быте от родителей

Расскажи! И, судя по этим рассказам, каково твое отношение?

0

14

Феникс написал(а):

И, судя по этим рассказам, каково твое отношение?

Нормальное у меня к ним отношение! Во времена моего детства еще сильны были предрассудки, и староверы(так их называли у нас) несколько сторонились православных и, тем более, католиков. Когда я пошла в школу, у меня где-то треть одноклассников были из старообрядческих семей. Вообще-то, в нашем краю больше было старообрядческих и латышских деревень, православных было не так уж и много. Кстати, только сейчас подумала, что крепостными были как раз именно православные. Про католиков затрудняюсь сказать а вот староверы, мне так почему-то кажется, крепостными точно не были. Вот теперь меня настолько заинтересовал этот вопрос, что я осуществлю-таки свой давний план - встретиться с нашим краеведом и все рааспросить. Однако, продолжу. Могу сказать, что дети в их семьях были более воспитаны и меньше хулиганили, чем остальные. Уж больно свирепо наказывали их за непослушание. Драли, как сидоровых коз... [взломанный сайт]  Помнится, один мой одноклассник вступил в пионеры, в то время, как дед ему запретил. Уж не помню, чем там дело кончилось, но красный галстук он то ли перестал носить, то ли носил только в школе... за 40 с лишним забылись подробности-то... Но какой-то там скандал был... А еще помню рассказы взрослых, что женились старообрядцы своеобразно. Приводили домой девушку, отец благословлял - все, женаты. Потом, в моленной, был еще обряд венчания. Но первоначально- привел домой, значит - жена. Были более-менее современные старообрядцы, а были и закоренелые, которые придерживались всех старых правил и порядков. Придешь к ним в дом - посадят на крайнюю лавку, больше никуда садиться не смей, не погань избу! А если пить-есть дадут, то с "поганой" посуды, то есть из отдельной миски-кружки-ложки. У всех членов семьи была своя посуда, около ведра с водой всегда стояла "поганая" кружка, для пришлых. И даже если этот пришлый - такой же старовер из соседней деревни или даже какой-то родственник - все равно пил из "поганой кружки", потому как- не член семьи. Браки с другими верами не приветствовались, но случались. Уже где-то после войны отступать немного стали все  старинные законы. Мой свекор-старовер женился на латышке. Потому вся родня моего мужа по отцовской линии - старообрядцы. Однако сейчас я не вижу никакого различия. Ну разве что раньше замечала немного более старинный уклад в семье, более трепетное отношение к родителям, чем в семьях с другой верой. Католики, на мой взгляд, не оказывают такого почтения старикам в семьях, как старообрядцы.
А еще помню по рассказам родителей, что староверки - бойкие девки были, красивые и боевые - "палец в рот не клади!".. http://sedova.borda.ru/gif/smk/sm38.gif Моя лучшая подруга в школе тоже была староверкой, но в ее семье никаких старых укладов не соблюдалось. В семье было 12 детей, мать умерла, когда младшей было 10 (моей Наде - 12!), Старшие уже уехали из родного дома. Старшая Надина сестра в 16 лет выскочила замуж и стала Надя моя хозяйкой в доме - ухаживала за скотом(корова, свиньи-овцы-куры), стирала-готовила-убирала на отца, старшего брата(или двоих?), себя и младшую (на 2 года) сестру. Мужчины делали только мужскую работу, женскую никто из них делать не собирался- не принято было! В пять утра вставала, все делала и в школу шла - с 14 лет! Потом младшая сестра подросла, помогать стала.  После средней обе уехали из деревни учиться...  А старшие дети все к тому времени в городах были, только летом в отпуск приезжали в деревню. Вот такая вот доля женщин в староверских семьях! Поневоле бойкой будешь и за словом в карман не полезешь - за себя постоять-то нужно! А то какой-нибудь охламон притащит силком домой да объявит своей женой!
Вот такие смутные воспоминания из детства у меня о староверах, которые жили в соседних с нашей деревнях.

0

15

AURA, мне как-то не приходилось по жизни сталкиваться со старообрядцами, только слышала о них. А у тебя прямо живая история рядышком. http://jpe.ru/gif/smk/sm15.gif  А вообще-то начинаю понимать в чем разница между старой и новой верой. Оказывается, не все так просто, как нам преподносили...

0

16

BlackCat написал(а):

А вообще-то начинаю понимать

А я так и не добралась еще... куча других заморочек! Работу еще принесли...

0

17

AURA написал(а):

Работу еще принесли...

Завидуйу... А у меня еще работа не прибыла. По почте... http://jpe.ru/gif/smk/sm106.gif  Может, завтра с утречка прибудет что?

AURA написал(а):

А я так и не добралась еще

Руки дойдут - посмотри. Оно того стОит. http://forum24.ru/gif/smk/sm67.gif

0

18

BlackCat написал(а):

Руки дойдут - посмотри. Оно того стОит.

Непременно! Я хочу посмотреть в спокойной обстановке, чтобы никто не стоял "над душой", потому что этот материал мною не изучен совершенно, и все для меня будет в новинку!... http://jpe.ru/gif/smk/sm75.gif

0

19

Наконец добили! Досмотрели "Раскол". Не поверите, многое стало понятно. И еще, я поняла, как же мы плохо знаем свою историю. К примеру, из школьного курса, я знала, что был такой царь Алексей Михайлович. Сколько он правил, что сотворил - неведомо мне было. А уж про то, что после него правил его сын, Федор Алексеевич, учебник истории умалчивает. И про то, что раскол - попытка интеграции России в Европу, только не в западную, а в восточную - тоже нигде не было слышно. Хотя... Большевики допустили большую ошибку, умалчивая об этой истории. Там же не религия была на первом месте, а политика и амбиции. Вобщем, посмотрите фильм. Только лучше смотреть скопом, не затягивая на долгое время. А то не только я, мужик мой одурел за 10-то дней! Просит комедии... http://forum24.ru/gif/smk/sm92.gif

0

20

BlackCat написал(а):

мужик мой одурел за 10-то дней! Просит комедии...

А ты ему изобрази пингвина на прогулке. http://jpe.ru/gif/smk/sm15.gif

0

21

BlackCat написал(а):

И еще, я поняла, как же мы плохо знаем свою историю.

школьный курс я давно забыла, а больше о том периоде ничего не читала, к сожалению! Не могу дождаться, когда восполню пробел!

BlackCat написал(а):

Только лучше смотреть скопом, не затягивая на долгое время.

Вот потому никак не могу добраться... http://sedova.borda.ru/gif/smk/sm38.gif

0

22

Феникс написал(а):

А ты ему изобрази пингвина на прогулке.

Надо порепетировать. http://i039.radikal.ru/0802/32/1ecd890fbd09.gif

0

23

Насильственное насаждение "православия" среди народностей России
Самодержавие — этот, по словам В. И. Ленина, «самый реакционный и варварский строй»1, проводило среди народов окраин России политику национально - политического, социального и культурного угнетения. Верной помощницей самодержавия в его реакционной политике на окраинах была православная церковь. Угнетение нерусских народов, их русификация, а также колониальные захваты сопровождались насильственным обращением населения в православие. Это было одним из средств колониальной политики самодержавия.

Еще в XIII-XIV ее. новгородские выходцы, утверждая свою власть в Вятском крае, насаждали христианство мечом и огнем, не останавливаясь перед уничтожением местных народов, не желавших креститься. Делалось это при помощи духовенства, следовавшего за завоевателями в новые места. Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. Расправляясь с такой жестокостью с нерусскими народами, не желавшими креститься, инквизиторы угрожали им еще «великой опалой» от государя и «конечным извержением без милости» от церкви. Митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу с нерусскими народами. Он предостерегал только, что кровавый террор по отношению к народам, не желавшим принять православие, может вызвать ненависть их к духовенству и нанести ущерб церкви2.

Открыть|Закрыть

В Казанском крае христианизация началась со второй половины XVI в., вскоре после завоевания Казани здесь были основаны монастыри. Над татарами, противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на русских женщинах, держали в цепях. При этом церковники не скрывали, что их цель — «народ от татарской веры отучить и остращать».

Насильственное крещение проводилось при колонизации Поволжья и Сибири в XVII в. Правительство вместе с духовными властями стремилось привлечь на свою сторону феодальную верхушку, обещая ей в случае крещения разные льготы. У мурз, не желавших креститься, отбирались поместья с православными крестьянами, они лишались права распоряжаться ими. Крестьянам при переходе в православие предоставлялись некоторые льготы на шесть лет. Упорствующих превращали в крепостных. Но и крещение не освобождало нерусские народы от крепостного и национального гнета. Их порабощали одинаково и русские помещики и принявшие православие татарские мурзы. Крестьяне пытались жаловаться на притеснения со стороны помещиков и духовенства, но за «челобитья» их заключали в тюрьмы, били кнутом, убивали. В свою очередь и крестьяне, борясь с насильственной христианизацией, разрушали монастыри и церкви, избивали наиболее ненавистных им священников, некоторых даже убивали, поднимали массовые восстания.

В Сибири среди остяков и вогулов огнем и мечом действовал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Этот инквизитор разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни, силой обращал сибирские народы в православие, угрожая в случае отказа смертью. Вогулы и остяки отвергали попытки церковников задобрить их льготами по уплате ясака и подарками. «Лестью хотите отвратить лас от древней нашей веры, разорить и уничтожить нас, — говорили они. — Головы свои положим, но этого не допустим»3. Несмотря на сопротивление местных народов, Филофей обратил в православие свыше 40 тысяч человек. В качестве одной из приманок для крещения применялось освобождение новокрещен от наказания за совершенные ранее проступки. Например, в 1723 г. за нежелание принять участие в переписи марийцы были приговорены к нещадному наказанию. Чтобы избежать наказания, 545 крестьян - марийцев согласились креститься4. Однако крестьяне — новокрещены не хотели посещать церкви, выполнять церковные обряды. В ответ на жесточайшие наказания крестьяне сжигали церкви и дома священников, поднимали восстания. Таковыми были, например, восстание башкир 1704-1708 гг., слившееся с булавинским восстанием 1707-1708 гг., восстание березовских вогулов и остяков 1707 г. и др. Восстания потерпели поражения, и многие башкиры и другие народы нерусской национальности, захваченные в плен, были приговорены к смерти. Спасая свою жизнь, башкиры и другие народы соглашались перейти в православие. За обратный же переход в мусульманство их сжигали на кострах как вероотступников.

В 1735г. в районе Екатеринбурга на Урале вспыхнуло восстание башкир, вызванное социальным гнетом и насильственным крещением. После разгрома восстания многие участники были казнены, многие сосланы в каторжные работы, башкирские деревни были разорены до основания. Расправляясь так жестоко с восставшими, правительство и церковь обещали пощадить жизнь тем из них, кто примет православие. Многие восставшие шли на это, хотя продолжали относиться враждебно к православию и его служителям. Среди крестившихся поневоле был и башкир Тойгильда Жуляков, вскоре перешедший вновь в мусульманство. Тойгильду обвинили в том, что он, приняв мусульманство, «богу, закону его... учинил великое противление и ругательство». Его привезли в Екатеринбург, и здесь, на площади, по распоряжению главного командира уральских, сибирских и казанских заводов В.Н. Татищева, на страх другим в присутствии всех новокрещен сожгли. Детей Тойгильды наказали розгами и раздали в русские семьи5. В июне 1740 г. за переход в мусульманство сожгли известного рудознатца казака Исаева. Перед смертью он заявил, что знает, где находится серебряная руда. Это ему не помогло: в назидание другим Исаев был сожжен6.

В башкирских восстаниях 1745 и 1755 гг. против феодально-крепостнического гнета, осложненного еще национальными притеснениями, также наблюдался протест против насильственной христианизации. В воззваниях предводителя восстания 1755 г. Батырши указывалось на невыносимое положение мусульман, на тяжелые условия работы на заводах. Батырша призывал насильственно крещенных башкир выступать заодно с «истинными мусульманами»7.

Для расширения миссионерской деятельности православной церкви в 1738 г. при свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора. Она ставила своей целью «умножение христианского закона» среди мусульманского населения Поволжья «для вятщего утверждения в вере». Это была настоящая инквизиторская организация. Наделенная большими полномочиями, контора насаждала православие среди народов нерусской национальности не стесняясь в средствах. Новокрещенская контора действовала до 1764 г., т.е. 26 лет, и за эти годы вызвала всеобщую ненависть и возмущение. Посылаемые в татарские и башкирские деревни священники-миссионеры, эти, по словам В. И. Ленина, «жандармы во Христе» под видом «спасения неверных душ» проводили политику угнетения нерусских народов. Они заставляли их креститься, подвергали смертельным побоям, разоряли их хозяйства, а доносчиков награждали. Руководивший Новокрещенской конторой архимандрит Сильвестр старался оправдать кровавый террор, проводившийся его инквизиторами. Но возмущение деятельностью Сильвестра было так велико, что Синод был вынужден назначить вместо него другого. Не лучше был и новый инквизитор Лука Конашевич. Он разрушал татарские мечети, на их месте строил церкви, подвергал татар-мусульман жестоким наказаниям, заточал в тюрьмы, разорял их дома и деревни. Синод поддерживал своего ставленника, проклиная мусульман и мусульманское учение, называя Магомета «самым студным лживым пророком» (указ от 24 декабря 1750 г.). Деятельность Луки Конашевича вызвала глубокое возмущение. Татары писали в своих жалобах, что если их будут и дальше принуждать креститься, они оставят свои дома и деревни и уйдут в леса. Луку Конашевича перевели в Белгород епископом, но память об этом жестоком инквизиторе осталась надолго. В народном предании рассказывается, что Лука Конашевич стремился всех татар превратить в русских и что по жалобе татар министры осерчали на него и сослали в Сибирь8.

Не меньшее возмущение вызвала деятельность другого представителя Синода, стоявшего во главе Новокрещенской конторы, епископа Дмитрия Сеченова. Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанными, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах и колодках и подвергал мучительным побоям. Действуя на основании указа Синода от 14 февраля 1743 г., Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна и двери, выламывал печи. В результате крестьяне пришли «в конечное разорение». С такими же жалобами обращались чуваши Ядринского и Курмышского уездов на инквизитора игумена Неофита, на курмышского протопопа Куприяна и др.9, но эти жалобы успеха не имели: Синод своих инквизиторов не давал в обиду. Действуя огнем и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижний Новгород, и здесь за четыре года он заставил принять православие более 30 тысяч человек. За свою «деятельность» и за поддержку Екатерины II во время дворцового переворота этот инквизитор был щедро награжден: он получил в личное владение тысячу душ крепостных, богатые денежные подарки и стал первоприсутствующим членом Синода10.

Центром насильственной христианизации татар был также казанский архиерейский дом, которому в середине XVIII в. принадлежало до четырехсот населенных пунктов.

Пропаганда ислама и тем более обращение в мусульманство запрещались под страхом смерти. Нельзя было строить новые мечети, старые же разрушались. Только при епископе Луке Конашевиче за 1738-1758 гг. из 536 мечетей Казанской губернии было разрушено 418. В Сибири из 133 мечетей осталось 3511. Детей татар и башкир, обратившихся в ислам, отбирали у родителей и раздавали новокрещенам. На татар и чувашей миссионеры напускали воинские отряды — «обжорные команды», которые разоряли их постоями, чинили всяческие обиды. Крестившимся крестьянам нерусской национальности предоставлялись некоторые льготы: они освобождались от холопства, от уплаты податей (на три года), ими не могли более распоряжаться неправославные помещики. Зато подати некрещеных крестьян возрастали, что делало их положение еще более тяжелым. Крестьян - новокрещен поселяли в одном месте, некрещеных же татар выселяли, разоряя их хозяйство. На землях некрещеных татар организовывались новые монастыри — Спасо- Юнгинский, Седмиозерский, Раифский и др.

Протесты крестьян-мусульман против деятельности духовенства принимали различные формы: это были жалобы на священников в Синод и к правительству, восстания, в которых протест против насильственной христианизации сочетался часто с протестом против феодально-крепостнического гнета. Кроме того, крестьяне-мусульмане непосредственно расправлялись с ненавистными им священниками, избивали и убивали их. Бывали случаи, когда крестьяне обращались за помощью к мусульманам, жившим за рубежом.

В 1751 г. татары подали жалобу на «несносные обиды», чинимые им митрополитом Сильвестром. Они писали, что Сильвестр крестил их насильно, держал их в оковах на монастырском дворе, вместе с женами и детьми, морил голодом, пока они не согласятся креститься. В Царевококшайском уезде крестьяне деревни Кошки обложили соломой избу, где находился с командой поп Георгий Давыдов, и подожгли ее. Миссионера спас подоспевший воинский отряд. В Вятской провинции крестьяне избили иеромонаха Вениамина Григоровича; его с трудом освободила из рук крестьян конвойная команда. Восставшая мордва убила миссионера Алексея Мокеева и пыталась убить также Дмитрия Сеченова. С дубьем и цепами напали чуваши на протопопа Георгия Давыдова12.

Царские чиновники, борясь с массовым бегством и возмущениями крестьян нерусской национальности, в некоторых случаях пытались обуздать духовные власти, руководившие христианизацией. Так, в 1751 г. оренбургский губернатор просил Сенат запретить священникам крестить башкир силой, а также отсылать их в тобольскую консисторию. Он писал, что деятельность миссионеров разоряет башкир и наносит большой вред интересам помещиков и государства. С такими же требованиями обращались и уральские заводчики, так как бегство работных людей и насильственные меры духовенства неблагоприятно отражались на заводских работах. Правительство было вынуждено прислушаться к этим жалобам. В Казанскую губернию послали с особыми полномочиями подполковника Свечина и поручили ему проверить на месте причины разорения татар. В своем «Экстракте» о разорении крестьян, «восприявших закон греческий не по желанию, а по принуждению», Свечин писал, что священники-миссионеры ездили будто бы учить новокрещен закону божьему, на самом же деле собирали с новокрещен деньги, требовали продукты и пушнину, делали «прицепки» за незнание молитв, под угрозой ареста вымогали деньги. Чтобы заставить татар креститься, миссионеры рубили в крестьянских домах окна и двери, ломали печи, «без всякого милосердия» избивали плетьми, заковывали в кандалы, отправляли в тюрьму на тяжелые монастырские работы13.

Доклад Свечина дал яркую картину ужасающего произвола и притеснений крестьян в связи с насильственной христианизацией. Грубо русификаторская политика и христианизация населения создавала почву для народных волнений. Опасаясь повторения крестьянских восстаний, правительство было вынуждено в апреле 1764 г. закрыть Новокрещенскую контору и перейти к более тонким методам христианизации и обрусения населения. С башкир и татар сложили недоимки, родителям вернули отобранных у них детей, попам-миссионерам предложили применять более мягкие меры для побуждения населения к крещению. Закрытие Новокрещенской конторы не приостановило, однако, насильственного обращения крестьян нерусской национальности в христианство и беззастенчивый грабеж со стороны миссионеров. В 1765 г. Синод был вынужден отметить, что миссионеры-священники ездили по новокрещенским жительствам с женами и детьми, собирали с крестьян деньги, скот, овчины, холсты и всякую живность. Новокрещены, не имея никакой защиты, отдавали миссионерам все, что те требовали, и совершенно разорялись 14. За время существования Новокрещенской конторы было обращено в христианство 409864 человека — цифра по тому времени огромная 15.

Такими же кровавыми действиями отметили свой миссионерский путь и другие «просветители»: Стефан Пермский, Трифон Вятский, Гурий Казанский, Софроний Иркутский и др. Несмотря на их жестокость, церковь причислила этих инквизиторов к лику святых и заставила чтить как «угодников божьих». Духовенством распространялись легенды, будто кровавый террор миссионеров осуществлялся по божьей воле.

Татары, башкиры, чуваши и другие нерусские народы ненавидели православное духовенство за насильственную христианизацию, за поборы, за помощь, которую оно оказывало правительству в деле национального угнетения. Эта ненависть с особой силой проявилась во время крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Крестьяне уничтожали церкви, убивали особо ненавистных им священников. Они оставляли навязанное им силой православие и возвращались к вере отцов. По официальным далеко не полным данным, во время восстания Пугачева было убито 237 церковников и членов их семей и сожжено свыше 60 церквей16. Удмурты, чуваши, башкиры, татары просили Пугачева избавить их от гнета священников. Пугачевский атаман Герасим Иванов по просьбе крестьян сжег дом сунгулеевского священника на Урале; в селе Нохмачи священника повесили, а его дом сожгли. После взятия восставшими Ижевского завода в селе Сретенском удмурты повесили весь притч, а церковь разграбили. Мордовцы села Кангуш Краснослободского уезда Тамбовской губернии избили священника Алексея Васильева, говоря при этом: «Не мешай нам, поп, молиться по-нашему»17.

Удмурты также отказывались выполнять церковные обряды, платить поборы за требы и расправлялись со священниками. В виде протеста против христианизации удмурты возвращались к прежней «идолопоклонной» вере. В феврале 1774 г. новокрещенные удмурты, собравшись в селе Сретенском, решили послать к Пугачеву депутацию и просить его закрыть Ижевский завод, а им разрешить быть по-прежнему в идолопоклонной вере18.

Гнев народных масс обращался также против монастырских властей и монастырей, основанных на территории Мордовии для закрепощения мордовского народа и усиления феодально-крепостнического гнета. Особенную ненависть мордвы вызвали власти Пудожского монастыря, захватившего крестьянские земли. Этому монастырю принадлежало более двух тысяч крепостных крестьян.
Принудительное крещение нерусских народов продолжалось и в XIX в. Оно использовалось как средство колониального угнетения и русификации. Духовенство продолжало обирать народ. По словам Магницкого, бывшего в то время попечителем казанского учебного округа, православное духовенство стремилось попасть в чувашские селения с не меньшим энтузиазмом, чем европейцы в Бразилию: здесь можно было обогащаться за счет нерусских народов.

Центром русификаторской деятельности духовенства среди народов Поволжья было «Братство святого Гурия», основанное в 1867 г. Это братство получило свое название по имени епископа Гурия, жестокого инквизитора, действовавшего среди татар в интересах русификаторской политики самодержавия. Братство святого Гурия старалось уничтожить национальное единство татар и воспитать их в духе православия и покорности самодержавию. Открывая свои школы, братство делало их опорными пунктами для борьбы против мусульманства и других религий нерусских народов, для борьбы с национальной культурой.

На Кавказе русификаторскую политику самодержавия проводило основанное Синодом в 1860 г. «Общество распространения христианства». Общество располагало целой армией миссионеров, этих, по словам В.И. Ленина, «новейших инквизиторов», «душителей религиозной свободы». Общество насаждало всюду свои школы, строило церкви, внедряло православие не только проповедью, но и силой оружия, прибегая к содействию местной администрации. Оно добивалось обрусения нерусских народов, слияния их с русскими. Национальная культура и национальный язык изгонялись. Служители культа презрительно называли национальный язык «вымирающим наречием».

Очагами колонизации и христианизации на Кавказе были также Пицундский, Новоафонский, Драндский монастыри, основанные с этой целью в 70-80-х годах XIX в.
Церковники с презрением относились и к марийцам, называя их «темным черемисским царством». Они говорили, что задача церкви — «просветить этот полуязыческий мир светом христианской религии, слить его... в одно целое с Россией»19. С этой целью духовенство душило ростки национальной культуры, изгоняло из школы национальный язык, подачками и силой обращало народ в православие.
В Карелии священники говорили, будто карелы находятся на пути к вырождению и неспособны к самостоятельному государственному и культурному развитию, поэтому национальную культуру должны заменить православие и русская культура.

Отражая мнение правительства и духовенства, начальник Уфимского жандармского управления в отчете за 1902 г. писал о башкирском коренном населении Уфимской губернии: «В культурном отношении почти все инородческое население находится в высшей степени с грубыми невежественными нравами и обычаями..... башкиры на пути вырождения, с явными признаками дегенерации». Этот документ, отражавший политику царизма к народам нерусской национальности, был приведен М. И. Калининым на чрезвычайном всероссийском XVII съезде Советов.

Епископ Вениамин, занимавшийся обрусением народов Севера, говорил: «Православие должно вести борьбу не просто с чужой верой, но и с чужой национальностью... чтобы сделать их (т. е. северные народы — Е. Г.) не только по вере, но и по национальности русскими»20. С этой целью миссионеры силой отбирали детей у родителей и отвозили их в церковные школы, где пытались привить им то, что они называли русской культурой. Но дети, как отмечал миссионер Никандр, «тосковали по родным местам... хирели и умирали»21.

С «просветительной» деятельностью жандармов в рясах среди нерусских народов хорошо познакомился А. И. Герцен, когда он был в ссылке в Вятской губернии. Герцен писал о чудовищном произволе и хищничестве чиновников и попов среди этих народов: «Настоящий клад для земской полиции — это вотяки, мордва, чуваши: народ жалкий, робкий, года через 2-3 исправник или становой отправляется с попом по деревням ревизовать, кто из вотяков говел, кто нет и почему нет. Их теснят, сажают в тюрьму, секут, заставляют платить требы»22.

В результате насилия за 1881-1894 гг. в православие было обращено 129 тысяч человек нерусской национальности23. Об усилении насильственного крещения говорили и на миссионерских съездах. Первый съезд «темных инквизиторов», как называли миссионеров, состоялся в Казани в 1885 г. На этом съезде присутствовали архиереи всех тех губерний, где было нерусское население. Съезд имел одну цель: разработать меры по внедрению православия, подготовить к этому жандармов в рясах. Второй миссионерский съезд, собравшийся в Москве в 1891г., отразил агрессивную политику духовенства по отношению к нерусским народам. Еще более воинственно было настроено духовенство на третьем миссионерском съезде (Казань, 1897г.). Этим съездом руководил помощник обер-прокурора Синода Саблер. Он назвал православие «краеугольным камнем самодержавия». На этом съезде «опричники духовенства» — миссионеры требовали усиления полицейских репрессий по отношению к тем, кто отказывался принять православие, кто пытался бороться за свободу совести. Духовные власти не могли больше сжигать на кострах и гноить в тюрьмах сторонников ислама и других религий, как это они делали раньше. Но на стороне этих опричников был административно-полицейский аппарат самодержавия, они использовали школу и печать, изгоняли национальный язык, пытались уничтожить национальную культуру.

Насильственная христианизация и русификация вызвали массовый протест народных масс. Этот протест выражался в различных формах: крестьяне не давали средств на содержание духовенства, не посещали церкви, не соблюдали церковных обрядов, они избивали и убивали особо ненавистных им священников и монастырские власти. Одной из форм протеста было массовое отпадение от православия, несмотря на репрессии со стороны духовенства и полиции. Отпадение от церкви приняло особенно большие размеры в 80-х годах XIX в. в Казанской и других губерниях, населенных татарами. Обер-прокурор Синода Победоносцев вынужден был признать, что крестьяне, оставлявшие православие, по своему духу и обычаю с православием не имели ничего общего. Массовое отпадение от православия и отказ от выполнения церковных обрядов вызвали усиление репрессий со стороны правительства и церкви. В конце XIX и начале XX в. были организованы процессы против тех, кто не желал оставаться в рядах официальной церкви. У удмуртов вырубались их священные рощи, отбирались дети, которые затем помещались в монастыри для воспитания в православном духе; устраивались погромы, избивались те, кто хотел верить по-своему; крестьян подговаривали составлять приговоры о выселении из деревень неугодных духовенству лиц. Такая деятельность духовенства встречала сопротивление народа. Так, в 1901 г. по требованию сарапульского епископа Владимира полицией была вырублена в деревне Ерыксы священная роща. Местные крестьяне-марийцы оказали при этом сопротивление, обратили в бегство священников и полицейских. Для «усмирения» крестьян был послан полицейский отряд, в результате столкновения было ранено 25 человек, а одного крестьянина убили24.

Жестокие меры по насаждению православия среди народов нерусской национальности вызвали резкое осуждение со стороны прогрессивных элементов русского общества. В повести Ф. Решетникова «Подлиповцы» автор, рассказывая о пермяцкой деревне Подлипной, с негодованием говорит об инквизиторской деятельности православного духовенства. Он отмечает, что крестьяне приняли православную веру лишь тогда, когда последовали карательные меры, и что для них православный поп и становой в сущности одно и то же. При появлении того и другого они «прячутся в домах и запирают двери». В повести Н. Лескова «На краю света» и в очерке «Сибирские картинки XVIII в.», основанном на документальных материалах, автор показал миссионерскую деятельность сибирского архиепископа Нила, насаждавшего православие среди народов Севера.

После подавления революции 1905 г. гонения на неправославные и нехристианские религии, особенно на ислам и сектантство, усилились. Духовное ведомство расширило сеть церковно - приходских школ и попечительств, воинствующая пропаганда православия велась также через церковные собрания. В помощь жандармам в рясе были привлечены реакционные и черносотенные элементы, их организации возглавлялись духовенством. Духовенство боролось также с национально - освободительным движением и с этой целью усилило деятельность миссионерских организаций. В 1910 г. совещание миссионеров, этих гонителей веры и душителей религиозной свободы, возглавил председатель совета министров Столыпин. Совещание разработало целую программу по укреплению христианства и по борьбе с мусульманством. В том же году миссионеры собрались на очередной съезд в Казани. «Темные инквизиторы» добились на этом съезде принятия суровых мер против неправославных. Административные органы содействовали им в подавлении свободы совести и стремления к национальной самостоятельности.

В свою очередь и представители мусульманской религии проявляли нетерпимость по отношению к тем, кто исповедовал другую религию, особенно к русским. Проповедью национализма и религиозного шовинизма представители мусульманской и других нехристианских религий стремились увести эксплуатируемые массы от классовой борьбы.

_____________________________________________________________________________

1.    В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 24, стр. 59. 90
2.    АИ, т. I, № 261
3.    П. Буцинский. Крещение остяков и вогулов при Петре I. Харьков, 1893, стр. 71.
4.    ПСЗ, т. VII, № 4254.
5.    «Русская старина», кн. X, 1878, стр. 309 - 312.
6.    С. И Викторовский. История смертной казни в России. М, 1912, стр. 204.
7.    Е. Малов. О Новокрещенской конторе. Казань, 1878, стр. 172.
8.    Е. Малов. Указ. соч., стр. 165.

9.    Н. Б. Никольский. Распространение христианства среди нижегородских чуваш до 1764 г. — «Живая старина», вып. 1 - 2, 1915, стр. 127.

10.    Е. Малов. Указ. соч., стр. 60.
11.    И. Дубровин. Пугачев и его сообщники, т. I. СПб., 1884 стр. 364.
12.    И. Дубровин. Указ. соч., т. I, стр. 50 - 56.
13.    «Пугачевщина». Сборник документов, т. II. M. 1926 - 1931, стр. 3-5.
14.    Там же, стр. 27.
15.    Е. Малов. Указ. соч., стр. 203.
16.    «Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XV, 1876, стр. 14 - 16.
17.    «Исторический вестник», т. XVIII, 1884, стр. 131
18.    П. Н. Луппов. Христианство у вотяков. СПб., 1899, стр. 316, 320.
19.    А. Трефилов. Очерки по истории дореволюционной марийской школы. М., 1951, стр. 198.
20.    А. Базанов. Миссионеры и миссионерские школы на севере. Л., 1936, стр. 9.
21.    А. Базанов и Н. Казанский. Школы на крайнем севере. Л., 1939, стр. 48.
22.    А. И. Герцен. Сочинения, т. VIII. М., 1956, стр. 562.

23.    «Обзор деятельности духовного ведомства православного исповедания за время царствования Александра III». СПб., 1894.

24.    А. И. Бобрищев - Пушкин. Суд и раскольники - сектанты. СПб., 1902, стр. 106 - 107.

"Православная" инквизиция
Имеем мы обычаи свои, завет отцов и преданья вечные,
и вещий сон в тени этих лесов, и шёпот трав весенних в лугах и на полянах,
и шелест наших злаков в бороздах руками русских возделанных,
и гип коней, и топот стад, и грай воздушных птиц – всё наше здесь.
(к/ф "Русь изначальная")


Нам очень хорошо известно о средневековой католической инквизиции – когда по всей Европе ловили ведьм, зверски их пытали, сжигали на кострах; были особые приметы как узнать ведьм и колдунов, особые «способы изгнания бесов» и прочее. Нынче даже музеи есть (весьма кстати популярные) с орудиями средневековых пыток. Пожалуй, об этом мы все знаем со школьных лет. Но вот незадача: о том, что в России была православная инквизиция – об этом умалчивается всегда и везде. Ведь «добровольно» русы приняли веру Христову; крестили Русь – и все дела. Зачем рассказывать о том, как тяжело приживалось христианство на русской почве, как традиции предков вырубались на корню. Однако историю не утаишь, все летописи и описания современников и очевидцев не сожжёшь.

Да, православная церковь не располагала таким замечательным пыточным аппаратом как католическая, однако это не мешало ей применять инквизиционные расправы в борьбе с ересями: допросы, пытки, костры.

Открыть|Закрыть

Тут сразу же вспоминается одна из главных заповедей христианства: не убий. Да и Христос завещал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Евангелие от Матфея, 7:1). Что же, не знали средневековые попы этого? Сильно сомневаюсь. Но это служит лишним подтверждением лишь тому, что есть законы для стада, а есть для пастырей.

Что ж, ближе к делу. В своей деятельности церковь в основном опиралась на патриарший суд и на церковные соборы. В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. Начало инквизиции на Руси относят примерно к XI веку. Церковь приговаривала колдунов и ведьм к тяжким наказаниям и смерти.

В летописях сказано, что в 1024 г. в суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы» и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они — виновники постигшего суздальскую землю неурожая. В 1071 г. в Новгороде казнили волхвов за публичное порицание христианской веры. Так же поступили и ростовцы в 1091 г. В Новгороде после допросов и пыток сожгли в 1227 г. четырех «волшебников».

Новгородского архиерея Луку Жидяту летописец называет «звероядивым». От жестокости этого епископа, от «заточения и грабления» пострадало много людей. «Сей мучитель, — говорит летописец, — резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям». Как свидетельствуют летописи, по приговорам церковных соборов заточали в тюрьму, жгли. К примеру, в 1123 г. по приговору Киевского церковного собора заточили в тюрьму как «злого еретика» какого-то Дмитрия. В 1157 г. тот же церковный собор осудил другого еретика, Мартина. Учение Мартина, направленное против господствующей церкви, привлекло на его сторону, как рассказывает об этом летопись, много простого народа и вызвало широкое общественное движение против православной церкви. По приговору собора Мартин был сожжен.

Владимирский епископ Серапион, живший в XIII веке писал: «И когда вы хотите очистить город от беззаконных людей — я радуюсь этому. Очищайте по примеру пророка и царя Давида в Иерусалиме, который искоренял всех людей, творящих беззакония, — иных убийством, иных заточением, а иных заключением в тюрьму». По примеру своих католических соратников православная инквизиция разработала в XIII в. и методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, путем взвешивания, протыкания бородавок и т. п. В основном жертвами инквизиторов были женщины: в «Повести временных лет» под летом 6579 сказано:"Больше же всего через жён бесовские волхования бывают, ибо искони бес жену прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями".

Во второй половине XIV века последовали казни так называемых стрегольников - они выступали против епископов, их поборов и стяжательства; отрицали некоторые догматы и обряды, связанные со смертью человека, необходимость исповеди и причастия, говорили, что их молитвы неугодны богу и что напрасно жертвовать им земли «на помин души».

В 1490 году в ответ на новгородско-московское антифеодальное движенье был созван церковный собор, который в борьбе с ересями стал руководствоваться Кормчей книгой, являвшейся переводом византийского Номоканона (свод правил византийских императоров, касающихся церкви и церковных дел). В главах 31-33 «градского» закона, вошедшего в состав Кормчей, были положения, которым в течение многих столетий следовали духовные власти: «Аще жидовин, христианина раба имый, и обрежет его, да отсекут ему голову; аще жидовин или агарянин дерзнет развратити от христианской веры христианина, главней повинен казни, иже сподобився святого крещения и еретичествует и еллинствует, конечной муце повинен есть»

Суровым и непримиримым гонителем еретиков был Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря, который повинен в десятках смертей, был объявлен в 1591 году общерусским святым.

Московский митрополит Даниил, который стал во главе церкви после Иосифа, руководствовался в своих действиях словами Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь «по воле божьего человеколюбия», епископа Емесского Евсевия, учившего, что «убийство бога ради несть убийство», блаженного Федорита, говорившего, что и Моисей велел убивать лжепророков.

В борьбе с ересями пострадал и Максим Грек – он был осуждён церковным собором и сослан в Тверской Отрочь монастырь, где был заточен в каменный мешок.

Вообще, церковь воспитывала людей в непримиримой вражде и страхе к медицине: дескать все болезни посылаются богом за грехи, а знахари, лечившие народными средствами и травами объявлялись посланниками Сатаны. В основном ведьм и колдунов сажали в специально сооруженный сруб, обкладывали соломой и жгли; чуть позже им стали рубить головы, пытать.

Так, после подавления крестьянского восстания 1667-1671 гг. под предводительством Степана Разина по розыску новгородского митрополита Филарета была схвачена в городе Темникове активная участница восстания крестьянка Выездной слободы Арзамаса старица Алена. Митрополичий духовный приказ обвинил Алену в колдовстве и подверг пыткам. После окончания церковного суда Алену выдали усмирителю крестьянского восстания князю Ю. А. Долгорукому. По приказу царского палача Алена была сожжена в срубе как колдунья и чародейка. В 1672 г. в Астрахани при большом стечении народа сожгли Корнилу Семенова, у которого были найдены какие-то заговоры. Вскоре после этого в 1674 г. в Тотьме обвинили в «порче» женку Федосью; ее, конечно, сожгли. В 1676 г. в Сокольском сожгли в срубе пушкаря Панко Ломоносова и его женку Аноску вместе с кореньями и травами, которые те применяли для лечения.

Факты можно приводить очень долго, поэтому тех, кому интересно, отсылаю к книге Е. Грекулова «Православная инквизиция в России», 1964 г., по мотивам которой и было написано вышеизложенное. В ней же приведён список источников (для сомневающихся в правдивости вышесказанного): начиная с летописей и заканчивая книгами известных историков.

Таковы были деяния церкви. Сам собой напрашивается вопрос: если православная вера такая уж правильная, единственный путь к спасению, то что ж её таким кровавым путём насаждали? Почему церковь всё время укрепляла своё влияние насилием и кровью? Или наши предки были такими глупыми и тёмными, что не разглядели «истинного спасения»? Есть замечательная цитата из того же фильма «Русь изначальная» из разговора между христианским проповедником и русом:

Значит ты говоришь, коли я приму твою веру – меня возьмут в рай?

- Да, крестись и ты будешь спасен.

- А предки наши - матери, отцы, деды, что не знали веры твоей – они где, в раю?

- Нет, они в аду, горят вечным пламенем. Спешите же обратиться к истинной вере - никто не ведает своего часа. Сам бог говорит с вами через моё посредство. Спешите - иначе ад, огонь, и гибель всего вашего семени.

-Ты думай, чему учишь. Родичи мои честно жили, в чём же их вина?

- Я говорю о господнем гневе, любовной заботе о ваших душах, ты меня не понял.

Да, вот так мы всё всегда неправильно понимаем; католическая и православная церковь отрицает инквизицию – мол не было, не мы, мы тут не при чём. Ни один поп прямо не признается в инквизиции.

Однажды я услышала потрясающую фразу в ответ то, почему же православная вера такая правильная (естественно, от верующего христианина): «Потому что за неё много людей полегло. За неё люди умирали». Хм, добрый же однако православный бог, дающий заветы, которые пастыри могут не выполнять, убивающий своих рабов, созданных по образу и подобию своему, восхваляющий смерть («И устроил Ной жертвенник господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике. И обонял господь приятное благоухание». Бытие 8:20).

Доброе, естественное и хорошее не насаждается насильно и кровью. Жить ради жизни или жить ради смерти – пусть каждый решает сам.

Слава Богам Русским!

Источник

Отредактировано Рокот (22.11.2011 20:36:32)

0

24

Рокушка, какие страсти ты откопала, жуть. [взломанный сайт]

0

25

Сначала читала все внимательно, потом поплохело и я читала "по диагонали. Теперь понятно, почему относительно быстро и легко удалось Советам захватить ту же Сибирь и другие народы. Они ведь отвергали всяческую религию вообще.То есть, особо рьяных попов тоже, читала - расстреливали. Однако десятки человек, а не сотни тысяч... [взломанный сайт] можно было быть коммунистом и тихонько дома молиться любому богу. Можно было положить за это партбилет на стол и лишиться должности. Но я не слышала, что при СССР кого-то сожгли на костре за то, что тот дома молился любому Богу... Из двух зол, выходит, выбирают меньшее...
Никогда не была религиозной, и теперь уж точно не буду! Верила во вселенский разум и буду продолжать в него верить. По-крайней мере, никто не приходит и не называет пророком от Вселенского разума, несущим в массы новую веру.

0

26

AURA написал(а):

Никогда не была религиозной, и теперь уж точно не буду! Верила во вселенский разум и буду продолжать в него верить. По-крайней мере, никто не приходит и не называет пророком от Вселенского разума, несущим в массы новую веру.

http://forum24.ru/gif/smk/sm208.gif  [взломанный сайт]  http://forum24.ru/gif/smk/sm210.gif Солидарна с тобой! Ну и... со Вселенским Разумом разумеется. http://jpe.ru/gif/smk/sm106.gif ... это я так... на фсякий случай, шоб разум не обиделся...[взломанный сайт]

0

27

Феникс написал(а):

Рокушка, какие страсти ты откопала, жуть.

Феникс, исключительно по просьбам трудящихся http://jpe.ru/gif/smk/sm75.gif Да и какие ж тут страсти... Ежели только христовы)))
Вот интересно -сам И.Х. предвидел к ЧЕМУ приведёт его учение?

0

28

Рокот написал(а):

сам И.Х. предвидел к ЧЕМУ приведёт его учение?

Есть такая старая пословица:"Не учи дурака Богу молиться - весь лоб разобьет!" И.Х. не предвидел. Но Вселенский разум знал...если верить тому, что прошлое, настоящее и будущее существует одновременно.

0

29

Рокот написал(а):

Вот интересно -сам И.Х. предвидел к ЧЕМУ приведёт его учение?

А ты так уверена, что он действительно был? http://jpe.ru/gif/smk/sm6.gif

0

30

AURA написал(а):

И.Х. не предвидел

AURA, не спеши))) И.Х. называл себя сыном Божьим. И слыл вроде как мудрым. Так что вполне мог предвидеть...

Феникс написал(а):

А ты так уверена, что он действительно был?

Феникс, а почему бы и нет... Мир настолько многогранен http://kamr.jino.ru/images/smiles/connie_waterbonsai.gif

0


Вы здесь » Всероссийский форум Школы Эзотерики и Психологии «Ключ» » История, традиции и религии » Христианство. Его роль в жизни человечества на земле.